Сколько стоит Суперджет для бюджета России (стоимость проекта SSJ-100)

В качестве эпиграфа:

При разговорах о господдержке всегда тщательно обходится тот факт, что большая часть этих денег уходит на оплату работ ЦАГИ, СибНИА, ГосНИИГА. А существование и функционирование ЦАГИ — необходимое и, возможно, достаточное условие существования авиапрома. Можно лишиться любого из поставщиков и любого из КБ, и это не будет катастрофой. Закроется ЦАГИ — всё, тушите свет и по домам. Поэтому RRJ и МС-21 стоило придумать хотя бы только для того, чтобы дать работу и деньги ЦАГИ.

В прессе и на многих форумах бытует мнение что «программа Суперджет-100 безумно дорогая», называются дикие и лживые цифры в десятки миллиардов долларов. Программу обвиняют чуть ли не в развале всего российского авиапрома и «забрали все деньги».

Правда же такова, что Суперджет-100 получил всего 5% всех государстванных денег, выделявшихся за последние 10 лет на отечественный гражданский авиапром. Всего бюджет России потратил всего 12 млрд рублей на самолет и 4 млрд на двигатель к нему.

Для сравнениея, реконструкция Большого Театра стоила 20 млрд руб, Мариининского театра 22 млрд руб, строительство электрички до аэропорта Пулково ~20 млрд руб. Ложь в прессе про якобы «потрачено 7 млрд долларов» раздувается конкурентами Суперджета с целью финансового удушения проекта (в частности, эти цифры распространяет начальник отдела маркетинга АНТК «Антонов» (ссылка будет добавлена позже)).

Статья в «Ведомостях» — отчет Счетной Палаты

Программа Суперджет-100 получила всего 5% всех бюджетных трат на авиапром

Что дороже налогоплательщику: Суперджет или Мариининский театр?

Актуальные бюджетные затраты

Кредиты, привлеченные ГСС

Занимательная арифметика Новой Газеты или 2+0,5 = 7

Кредитная история ЗАО «ГСС»

Сравнение со стоимостью разработки Ан-148

Бюлетень Счетной палаты Российской Федерации

Читайте также:  Расход топлива по некоторым типам ВС

Аналитические справки Минпромторга о том, как и на какие проекты расходовались средства ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» — рекомендуется к изучению теми, кто думает что «все деньги пошли на Суперджет». Так же ясно видно, что начиная с 2011-го года бюджет России больше не финансирует проект RRJ/Суперджет

бюджет потратил $1 млрд на Ту-334

Валерий Попов писал: Критикуя проект RRJ, не следует путать причину со следствием. Не Сухой стоит самолет потому, что получил деньги, а напротив, Сухой получил деньги, потому, что строит самолет.

Напомню также, что изначально предполагалось участие ОАО «Ил». Ильюшинцы сами отказались в участии в качестве risk shard партнера. «Як» запросил неподъемные деньги за проектирование крыла, а туполевцы отказались делать двери. Договориться удалось только с ТАНТК. Короче, проект был открыт для всех, в качестве партнеров с разделением риска. Теперь рискуют только Сухой, snecma и alenia — значит и шампанское будут пить только они (если будет шампанское).