
Критики Суперджета ругают его за относительно небольшой налет в первый год начала эксплуатации, часто сравнивая и ставя в пример ан-148 (для которого пошел уже 4-й год с начала полетов с пассажирами). Забывая при этом, какой налет показывал и этот тип в начале своей летной жизни — чудес не бывает и каждый самолет неминуемо проходит свой период лечения детских болезней…
З Дмитрий пишет: К сожалению отчетность наших авиакомпаний, мягко скажем, не совсем прозрачна и рассчитывается согласно собственных методик…
Например, согласно отчету за 2011 год «налет на один среднесписочный самолет» y ан-148 в ГТК составляет 8.2 часа или около 250 часов на самолет. Но, суммарный налет по парку Aн-148, согласно данным аудита, вместо 17958 часов составляет 14200, или 6.5 часов на самолет, или 195 часов в месяц на списочный самолет.
В другом отчете — на конференции, представитель ГТК давал похожую на 8.2 часа цифру, но комментировал, что это «налет на исправный самолет в сутки», что, означает вычитание времени ТО и ремонта, потому что на одном из слайдов тоже наблюдалось расхождение суммарного количества часов и реального количества часов в месяце, если все перемножить.
Западные компании оперируют вообще понятием UR (Utilization Rate), который рассчитывается как суммарное количество block hour, деленное на количество дней нахождения в списочном составе всех самолетов парка с момента их получения, независимо от того, было судно исправно или на ТО.
В конференцию я выношу данные только из открытых источников — разного рода отчетов и сопровождающих документов. тот самый UR присутствует почти во годовых отчетах многих публичных авиакомпаний — я уже говорил про EasyJet, LH, Southwest. Могу привести данные по IAG (BA+Iberia) — они сегодня прислали годовой отчет… 13.6 часов longhaul, 8.5 — shorthaul.
Просто то, что пишет ВАСО выводит Aн-148 (и ГТК) в абсолютные лидеры всех региональных самолетов. То, что приводит ГТК намного более реалистично, но все равно лучше, чем показывает, например IAG или KLM для своего cityhopper.
При этом, справедливости ради, в открытом доступе, чаще всего, данные в целом по парку (кроме IAG). Но у Easy, Southwest и Ryanair парк, в основном, из однотипных, причем среднемагистральных, судов и для них 10.5 — 11 часов это очень хорошие результаты, то для «универсалов» типа BA, LH или Aeroflot 10-11 часов низковато — хотя тут нужно смотреть соотношение Long\Shorthaul парка — для Long — нормален налет в 13-14 часов, для Short — 7.5-8.5.
Итак, согласно данным аудита, в 2011-м год налет парка Ан-148, составляет 6.5 часов на самолет или 195 часов в месяц.
Вполне достойный налет, но ни о каких 300-400 часов и речи не идет.
P.S. Тут в папочке нашел отчет «Трансаэро» за 2011 год. Оччень интересные цифры получаются (хотя не точные — количество самолетов менялось в течение года):
Некоторые данные за первое полугодие 2010-го, второго года с начала эксплуатации Ан-148.
Средний налет Ан-148 в первые 7 месяцев 2010
Второй год эксплуатации ан-148:
борт | налет,ч | за период | в месяц, ч | в день, ч |
---|---|---|---|---|
RA-61701 | 636 | за 7 месяцев2 | 91 | 3 |
RA-61702 | 647 | за 7 месяцев | 92 | 3 |
RA-61703 | 570 | за 4 месяца | 142 | 4.75 |
RA-61704 | 204 | за 2 месяца | 102 | 3.4 |
итого | 2057 | 106 | 3.5 |
Средний налет Ан-148 в первые 7 месяцев 2011
Третий год эксплуатации ан-148:
борт | налет,ч | за период | в месяц, ч | в день, ч |
---|---|---|---|---|
RA-61701 | 1504 | за 7 месяцев | 214 | 7.16 |
RA-61702 | 1418 | за 7 месяцев | 202 | 6.75 |
RA-61703 | 1589 | за 7 месяцев | 227 | 7.57 |
RA-61704 | 1591 | за 7 месяцев | 227 | 7.58 |
RA-61705 | 1610 | за 7 месяцев | 230 | 7.67 |
RA-61706 | 1220 | за 7 месяцев | 174 | 5.8 |
всего | 8932 | 212 | 7 |
Как видим, в 2011 налет вырос почти в 2 раза к результатам 2010 года.