Главный авиапроект России оказался под угрозой

Федеральный бюджет выделил недостаточно средств на разработку Superjet-100, рапортует Счетная палата: проект под угрозой срыва

Бюджетное финансирование Superjet (самолет собирают «Гражданские самолеты Сухого», ГСС) и двигателей для него Sam-146 (НПО «Сатурн») в 2003-2010 гг. составило 16,9 млрд руб. по 15 госконтрактам, пишет Счетная палата (отчет опубликован на ее сайте), а из внебюджетных источников разработчики привлекли 27,1 млрд руб. Расходы бюджета только на самолет Superjet (без двигателя) — 12,4 млрд руб., а из внебюджетных источников — 20,3 млрд руб.

В 2011 г. ГСС подписала акт сдачи самолета и получила сертификат летной годности, на что пошло еще 800 млн руб. — опять из внебюджетных источников. С тех пор финансирование проекта из бюджета фактически прекратилось — господдержки после получения сертификата не полагается, тревожится Счетная палата: а ГСС и НПО «Сатурн» — на грани выживания. Они инвестировали значительный объем собственных и привлеченных средств, пишут аудиторы, теперь у них нет необходимых денег для серийного производства, а размер долгового портфеля не позволит им привлечь новые займы (см. врез).

Счетная палата также сетует, что государство не исполняет своих обязательств по финансированию серийного производства и послепродажного обслуживания двигателей Sam-146: по плану должно было быть выделено 8,4 млрд руб., а выделено 3,4 млрд. Поэтому «Сатурн» в 2011 г. не смог наладить поставку двигателей (план — 150 штук к 2014 г.) для SSJ-100, что ставит под угрозу программу продаж самолетов.

Сайт НПО сообщил, что государство проведет допэмиссию «Сатурна» на 7 млрд руб. Но задержка в поставке двигателей, а значит, и самолетов (Superjet опоздал к заказчикам почти на три года) привела к потере конкурентных преимуществ, констатирует Счетная палата, а если инвестиции и дальше будут задерживаться, проект придется и вовсе свернуть.

Читайте также:  Мифы про катастрофу в Индонезии

Минпромторг, отвечающий за SSJ, отчет Счетной палаты получил, замминистра Юрий Слюсарь заявил, что ее замечания не носят критического характера, и пообещал сделать выводы. В ГСС отчет не комментируют. Сотрудник компании выразил надежду, что выводы в министерстве сделают. Проблема, по его словам, еще и в том, что на рынке нет дешевых денег и под стратегический проект пришлось занимать под 9-10% — у конкурентов деньги гораздо дешевле. Представитель «Сатурна» от комментариев отказался, а сотрудник НПО признал справедливость выводов Счетной палаты.

Государство рассматривает возможность облигационных займов по низкой ставке для рефинансирования текущих задолженностей ГСС и «Сатурна», сообщил «Ведомостям» человек, близкий к Минпромторгу: нужно 15-20 млрд руб. на таких условиях, чтобы предприятия смогли обеспечить выплаты, пока не выйдут на точку окупаемости в 2014-2015 гг. «Мы отдаем себе отчет, что иных источников денег у этих компаний нет, говорит человек, близкий к Минпромторгу, в отличие от Boeing и Airbus у них нет других прибыльных серийных продуктов, чтобы размыть затраты на ввод новых».

Итого

В период 2003-2010 годов…расходы из федерального бюджета по самолету RRJ составили 12431,1 млн. рублей по 9 государственным контрактам и 20335,1 млн. рублей из внебюджетных источников. (Далее финанисрования не было)

Всего на разработку, организацию производства и послепродажного обслуживания SaM146 было затрачено в 2003-2010 годах из федерального бюджета 4553,2 млн. рублей по 6 государственным контрактам и 6829,5 млн. рублей из внебюджетных источников, из которых 2170,0 млн. рублей выделила французская двигателестроительная компания Snecma Moteurs.